Вместе со стремительным развитием финтеха и банковской сферы цифровизация проникла и в сервисы управления личными финансами.
РобоэдвайзингАвтоматизация процессов, связанных с инвестициями, которая позволяет снять нагрузку с клиента или брокера.
Можно выделить три направления робоэдвайзинга, в зависимости от того, что автоматизируется:
1. Автоматизация логики принятия решений в управлении капиталом и инвестиционным портфелем: какие бумаги покупать, а какие – продавать. В данном процессе действует алгоритм. У него нет эмоций: он действует по четкому плану, не обращая внимания на кризисы. У такого алгоритма есть несколько ключевых стратегий:
- управление распределенным портфелем. Главная задача: создать оптимальный портфель. Считается, что соотношение тех или иных активов в вашем инвестиционном портфеле (акций, облигаций, других инструментов) важнее самих активов. На этой теории основывается большая часть робоэдвайзеров, которые предлагают оптимальные портфели для своих клиентов;
- автоследование. Робот повторяет действия другого управляющего, который показал высокую доходность в прошлом.
2. Автоматизация исполнения принятого решения. Автоматизация позволяет превратить решение в физическую сделку на счете.
3. Автоматизация консультаций. Если проанализировать вопросы пользователей, то окажется, что они в большинстве своем схожи или одинаковые, поэтому ответы на них можно автоматизировать с помощью голосового помощника. С появлением технологий мы можем получить премиальную услугу персонального менеджера для каждого клиента.
Робоэдвайзинг – это продукт с низким порогом входа. Можно начать даже с 500-рублевым портфелем. И вся цифровизация в глобальном плане ведет к тому, чтобы каждому клиенту был доступен свой, уникальный продукт, который ему готовит алгоритм, не тратя время живого человека.
Виртуальные ассистентыТехнология виртуальных ассистентов пришла на замену чат-ботам, которые давали ответы на типовые вопросы, помогая сэкономить наше время.
Первые ассистенты появились в России в 2017 году. Сначала был Емеля от компании Just Al и Roobo. С ним продали порядка 10 000 устройств. В конце 2017 – начале 2018 года возникла Алиса от Яндекса. Она стала первым массовым голосовым помощником на рынке.
А в 2020 году Сбер представил свое семейство виртуальных ассистентов – Салют. Это три персонажа: Сбер, Афина и Джой. Сбер интегрировал Салют в СбербанкОнлайн и большое количество СберДевайсов.
Виртуальный ассистент – это новый тип взаимодействия: чат-бот может только ответить на определенный вопрос, а с ассистентом можно строить беседу текстом или голосом. Сейчас ассистенты в России обладают, в основном, информационно-справочными навыками, но это только начало. Скоро мы сможем совершать с помощью ассистента торговые операции, не обращаясь к трейдеру.
Виртуальные ассистенты Сбера уже совершенствуют свои навыки в
планировании личных финансов. Сегодня вы можете исследовать и регулировать свое финансовое поведение голосом. Например, у финансового советника можно узнать свои расходы за определенный период и по конкретным категориям.
Среди полезных сервисов, помогающих управлять личными финансами в СберБанк Онлайн, уже реализованы следующие:
- сервис Анализ финансов агрегирует в одном месте всю аналитику по расходам и доходам клиента и автоматически распределяет все расходы по разным категориям: от «Супермаркетов» и «Одежды» до «Питомцев» и «Искусства»;
- сервис Советы – это персонализированные контекстные подсказки, созданные с использованием искусственного интеллекта, помогающие клиенту понять, какие действия необходимо совершить для достижения своих финансовых целей. Для каждого пользователя составляется уникальный набор финансовых советов, основанный на его бюджете, финансовом поведении и привычках;
- сервис Автонакопления включает в себя на выбор несколько механик автонакопления с карты: