Всплеск ICO
В 2016-2017 гг. начался всплеск ICO (Initial Coin Offering, первичное предложение криптовалюты). Это аналог IPO (Initial Public Offering, первичное публичное размещение только что выпущенных акций), но в цифровых продуктах.
Параллельно с этим процессом появилось первое поколение децентрализованных финансовых проектов на Эфириуме – DeFi (decentralized finance или распределенные финансы).
DeFi стал ответом на запрос о создании площадки, которая бы обслуживала владельцев криптовалют и при этом сохраняла децентрализованный подход. Так возникли криптобиржи и криптообменники. Они уже не похожи на биржи и обменники в обычном смысле. Например, платформенный сервис провайдеров ликвидности Uniswap.
Как работает DeFi?
На обычной бирже люди меняют один вид валюты на другой, следуя курсу, который устанавливается и поддерживается централизованно.
На децентрализованной криптобирже, например, Uniswap, курс устанавливают сами пользователи. Для этого пользователь вносит обе валюты и таким образом устанавливает первоначальный курс – становится маркетмейкером.
Другой человек тоже может внести эти же валюты по такому же курсу. В этот момент они становятся бизнес-партнерами – провайдерами ликвидности.
Теперь если кто-то хочет получить валюту, он получает ее по курсу провайдеров ликвидности. В тот момент, когда это происходит, курс пересчитывается и меняется. Это стимулирует людей активнее покупать ту валюту, которой стало больше, но она стала дешевле. Таким образом, курс выравнивается.
В Uniswap торгуется не фиатная валюта, а различные виды токенов.
Когда пользователи покупают токены, они платят небольшую комиссию. Она распределяется равномерно между провайдерами ликвидности.
Механика криптобиржи постоянно развивается. Например, если вы размещаете ценные бумаги на IPO, вы вынуждены на первое время привлекать инвестора-маркетмейкера. Он выступает в роли обменника, покупает и продает ваши акции, чтобы была быстрая возможность их продажи и покупки.
В ICO нет централизованного маркетмейкера. Вам нужно уговорить людей стать провайдерами ликвидности по вашему токену, применяя различные стратегии: давать дополнительный доход на эти токены, создавать мотивационные программы. И именно так развивается новая отрасль экономики.
О токенах
Токен – это единица, за которой стоит какая-то фундаментальная ценность. Например, токенами можно расплачиваться за пользование сервисами: эфирами нужно расплачиваться за транзакции на блокчейне Эфириум.
Чем больше интересного происходит в блокчейне, тем больше спрос на эфир. В этом смысле, токен похож на акции: стоимость эфира возрастает, если больше людей пришло на Эфириум.
Кроме того, в блокчейне Эфириум можно выпускать собственные токены.
NFT (non-fungible token) – невзаимозаменяемые, уникальные токены.
Самыми первыми и успешными NFT были игровые предметы.
Помимо номинала, у таких токенов есть еще параметры, которые отличают их от других. Самые популярные из уникальных токенов были криптокотята. Они были уникальны по своим параметрам: у каждого котенка был определенный размер ушей, цвет глаз и т.д. Эти уникальные токены и стали называться NFT.
Когда они привлекли внимание разработчиков, стали появляться платформы, позволяющие штамповать эти токены в три клика. Токен можно выпустить и выставить на продажу. Оказалось, что за него кто-то готов отдавать свои биткоины, причем немалые.
Здесь имеет место чисто психологический момент. NFT несет на себе отпечаток личного имущества. Если вы сделали его уникальным токеном, даже отправив кому-то, вы оставляете у себя изначальный уникальный токен.
NFT стали настолько популярны, что вышли за пределы криптосообщества. Сейчас их выпускают известные бренды, селебрити и даже музеи. Например, Эрмитаж выпустил NFT на раритеты в своих хранилищах.